Сайт Джанкойской епархии

Доклад К.А. Мезенцева «Чему могут научить юношу примеры из жития святых»

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый владыко Алипий, честные отцы, дорогие братия и сестры, сердечно вас приветствую!

Тема данного выступления: «Чему могут научить и как повлиять на воспитание юношей жития святых и их душеполезные наставления»

Всё воспитание подрастающего поколения, особенно мальчиков, должно основываться на незыблемом фундаменте Священного Писания,  Священного Предания и святоотеческого наследия,  одной из составляющих которых является и жития святых и их душеполезные наставления. Воспитать для Бога, для Истины так, чтобы они являли собой образец благородства — вот чем должны стать примеры святых.

В соответствии с этим должны выстраиваться основные подходы к воспитанию юношей. Поскольку именно нрав человека определяет направление действия его воли (а, значит, его действия и поступки), основные усилия воспитателей  должны быть сосредоточены на духовно-нравственном воспитании.

По мнению святых отцов, главное внимание при воспитании мальчиков должно быть сосредоточено на состоянии его души. «Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, чтобы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа – была золотая, об этом и помыслить не хотите»- пишет святитель Иоанн Златоуст.

Чем раньше осознаются истинные цели педагогического воздействия, тем большего результата смогут добиться воспитатели. Святитель Тихон Задонский применял такое сравнение: «Как маленькое деревце, к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь». Важнейшим фактором успешности воспитания юношей является высокий нравственный уровень и благочестивый пример собственной жизни их родителей и воспитателей. «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно», – говорит святитель Григорий Богослов.

Полезные и интересные примеры о воспитании молодых людей находим в деятельности святых отцов. Святитель Амвросий Медиоланский, воспитывая в своей духовной школе юношей, считал наиболее важными следующие добродетели, которые были присуще святым:

  • благоразумие,
  • справедливость или правда,
  • мужество или сила,
  • воздержание.

Все эти добродетели, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, теснейшим образом связаны друг с другом.

Благоразумие

Психологическую основу благоразумия святитель Амвросий Медиоланский видит в единственном стремлении человеческого разума исследовать причины вещей: «Виновника своего бытия, во власти Которого наша жизнь и смерть, и Которому мы должны будем отдать строгий отчет во всех наших делах и словах». Это стремление разума служит высшим украшением человеческой природы и существенным ее отличием от природы животных. Содержание благоразумия состоит «не в практической, житейской мудрости или умении жить, а в мудрости евангельской, сознании Бога, Творца Вселенной».

Важно, что Священное Писание свидетельствует о том, что благоразумие сохраняет человека (Притч. 2, 11) и должно быть предметом стремления всех молодых людей (Притч. 3, 21).

Справедливость или правда

Справедливость определяет человеческие взаимоотношения, «обнимает наши отношения к обществу людей».

По мысли святителя Амвросия Медиоланского, «справедливость – отдает каждому должное – и неразлучно с честностью и любовью христианской… Вера служит ей основанием; Христос – ее образец».

Почему эта добродетель выделена особо при воспитании мальчиков? Одно из тяжелых страданий человечества – это возмущение и несогласие в обществе. Только справедливость приносит ему успокоение.

«Ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, при которой нет ничего, что бы причиняло мучения и возмущало ум» – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Как важно, чтобы мужчины и в своей личной жизни, и тем более при исполнении общественного долга, были справедливы.

Мужество, или сила

Святитель Амвросий Медиоланский различает два проявления мужества:

Мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного домашнего подвижничества», то есть в отношении к другим людям и в отношении к самому себе.

Мужество в отношениях с другими людьми – решимость и способность осуществлять требования справедливости.

Преподобный Ефрем Сирин так говорит о важности мужества: «Кто благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна».

Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многих одолевают подобные обстоятельства. А он и в неблагоприятных обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше всего, что ни злоумышляют другие».

  1. Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа, высшая степень самообладания. В этом смысле мужественным можно назвать только того,
  •  кто победил ветхого человека «с его страстями и похотями»,
  •  кто не смущается различными невзгодами, изменчивостью обстоятельств и прелестью мира,
  •  кто всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие.

«Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя, воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств не что иное, как некоторый ветер». Образцом проявления истинного мужества служат для святителя Амвросия христианские мученики и подвижники, которые заградили уста львов, угасили силу огня, притупили острие меча, победили немощи (См.: Евр. 11, 33–34), «которые не полками одерживали победы, не силой одолевали врагов своих, но в собственном смысле торжествовали над ними одной своей добродетелью»».

Подобное понимание мужества можно дополнить высказываниями других святых отцов:

«Мужество есть не что иное, как твердость в истине».

«Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек, то есть дух – или внешний, то есть тело».

«Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях».

Большую помощь в воспитании мужества оказывают чтения Житий святых, примеры подвигов мужественных людей.

Воздержание

По мысли святителя Амвросия Медиоланского, воздержание состоит «в спокойствии духа, в кротости и смирении, в укрощении порывов в обращении с другими, в приличии поведения и строгой регулярности в образе жизни», то есть сохранение порядка в жизни вообще и сохранение меры в отдельных вещах. «Соответственно этому святитель Амвросий предписывает во всяком деле смотреть, что подходяще лицу, возрасту, времени или нашим способностям, ибо то, что может быть прилично и удобно для одного, для другого может быть совсем неприемлемо».

«Корень воздержания – благонравие и стыдливость; венец же его – телесное и духовное целомудрие, чистота души и святое девство». «Целомудрием святые отцы называют «здравость [целость] ума, не потемняемого страстями всеми вообще, но в особенности страстью плотской, которая сильнее всех помрачает ум, больше всех увлекая сердце… целомудрие также означает чистоту сердца от нечистых слов, пожеланий и привязанностей». Средствами к сохранению целомудрия являются страх Божий, телесный труд, воздержание в пище и питии (особенно удаление от пьянства), частая исповедь. Причащение Святых Христовых Таин… Но «истинное целомудрие есть дар Божий, подаваемый вследствие постоянной усерднейшей молитвы».

Потеря целомудрия происходит чаще всего через падение в плотский грех. Поэтому святые отцы особое внимание уделяют наставлениям юношества с целью сохранения их телесной чистоты и целомудрия.

Хотелось также остановиться на таких понятиях, как честь, речь, т.е. слова, произносимые юношами,  физическое развитие , общение  и патриотизм.

Честь

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль слово «честь» определяет как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». А.С. Пушкин взял эпиграфом к роману «Капитанская дочка» народную пословицу «Береги честь смолоду». Охранение чести является залогом счастья не только молодого человека, но и Отечества.

Речь

Нужно учить мальчиков правильной, логичной, грамотной речи. «Наши слова, – пишет святитель Амвросий, – зеркало, видимое обнаружение нашего ума», а поэтому нужно «хорошо знать и соблюдать в них меру и порядок – уметь вовремя молчать и кстати говорить». Молчать во гневе, когда злословят, поносят и т.д. И если человек будет так поступать, он научится, по мысли святителя, говорить благоразумно и каждое слово, прежде, нежели сказать, будет обдумывать: полезно оно или вредно». Святитель предостерегает и от неуместных шуток.

 Физические упражнения

 «Юношам нужно иметь телесное упражнение, – писал святой Климент Александрийский. – Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья, и не только образует тело, но украшает и дух, – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего» (т.е. духовного делания).

 Общение

Большое влияние на воспитание юноши оказывают внешние сообщества. Во внешних отношениях следует оградить юношу от общения с людьми невоздержанными и распутными, которые «под видом приятного дружества вливают яд в сердца непорочные. Знакомство и обращение с таковыми людьми, особенно на пиршествах, в забавах, играх и разного рода увеселениях… незаметно подрывает и самое прочное основание доброй нравственности. Поэтому надлежит нам всячески беречься и остерегаться, чтобы… не подвергнуться нам опасности расстроить гармонию в правильном образе жизни и добрых делах».

Поэтому юношам нужно удаляться от вредных дружб и бесед.

Святитель Амвросий Медиоланский отмечает, что следует быть осторожными в общении и с противоположным полом, от которого юноше грозит опасность в нравственном отношении. Юношу с детства необходимо готовить к правильному и осторожному отношению с лицами женского пола . От неправильно построенных отношений с женщиной случаются разные неустройства и беды в семье и в обществе.

 Патриотизм

При воспитании юношей важно формировать глубокие патриотические чувства. В отечественной системе воспитания патриотизму всегда уделялось особое внимание. Воспитание любви к Родине является общим принципом педагогики, важным для всех детей. Но особую значимость он приобретает именно при воспитании мальчиков – будущих защитников Отечества.

Ведь воинское служение, без которого невозможно представить жизнь государства, составляет одно из главных поприщ мужского служения Отечеству. И на протяжении многих поколений фундаментом воспитания воина, мужчины была христианская вера. Неслучайно многие русские воины прославлены в лике святых, а самые успешные русские полководцы известны не только своими победами и горячей любовью к Отечеству, но и личным благочестием.

О воинском служении святые отцы отзывались очень высоко. «Военный путь самый хороший – чистый, честный, самоотверженный». «Посвятить себя подвигам за Отечество на жизнь и на смерть, – какое прекрасное, возвышенное призвание!». «Защита Родины – священное дело для тех, которые защищают правду, веру, отечество».

Но любовь к своему Отечеству важна не только для будущего воина, она должна простираться на жизнь каждого человека, как и ее фундамент – христианская вера. Патриотическое воспитание имеет в своей основе христианскую направленность. Ведь «то, что составляет естественную потребность сердца – любовь к Отечеству, которой от каждого справедливо требует здравый смысл, берет под свое покровительство Святая Вера и указывает в ней не только чувство позволенное, но и долг нравственный: добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном Отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей Вере».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Искони на Руси в благочестивых семьях с раннего детства воспитывали в детях патриотический дух.

 Рассмотренная тема очень обширна, и в рамках одного выступления сложно освятить все её аспекты. Делая выводы, следует сказать, что только святые, их жития в Боге, их душеполезные наставления на основе Священного Писания, могут быть истинным и единственным примером для подражания и для воспитания. Все нынешние так называемые «кумиры», поднявшиеся на гребнях мутных вод — политики, писатели, журналисты, эстрадные исполнители, артисты, которых средства массовой информации в огромном количестве популяризируют — только развращают и разобщают общество и, в первую очередь, негативно влияют на неокрепшие юные умы. Будем же стараться как можно активнее и эффективнее воспитывать наше подрастающее поколение в духе Евангелия, ну и, прежде всего, нам, взрослым, регулярно следует подпитываться Евангельскими истинами, строить жизнь по Священному Писанию,  чтобы своим благочестивым поведением в обществе подавать достойный  пример младшему поколению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели