Сайт Джанкойской епархии

Доклад: «Смысл жизни в общении с Богом. Психологическое и пастырское консультирование подростков»

Доклад

«Смысл жизни в общении с Богом. Психологическое и пастырское консультирование подростков»

Автор:   Г. С. Волкова

Свято-Вознесенский православный храм г. Красноперекопск

План:

  1. I. Особенности настоящего времени и становление личности в этот исторический период.
    Дети как индикатор падения нравственных устоев общества.
    2. Как происходит встреча ребенка с Богом?
    3. Роль церкви и священнослужителей как координаторов встречи человек – Бог.

II.Смысл жизни в общении с Богом. Психологическое и пастырское консультирование подростков.
1. «Паси овцы Моя…»
а). Роль личности священника и его веры.
б). Виды личного контакта священника и подростков.
2. Проповедь как один из важных уроков веры.
3. Литургия и ее посещение подростками.
4. Молебны как связующее звено в непосредственном приобщении подростков к участию в жизни церкви.
5. Участие в школьных мероприятиях. Библиотечные встречи. Благословление на всякое дело.
6. Страх Господний как один из двигателей духовного становления.
7. Интернет как враг приобщения детей к вере, к встрече с Богом.
8. Участие в Таинствах церкви как один из наиважнейших способов духовного становления подростков.
9. Где и когда мы теряем детей?
10. Сквернословие и борьба с этим пороком. Как помочь подростку остаться в храме и совмещать в своей жизни современную действительность и веру.
11. Грех как источник всех болезней.

III. Господь – это всегда любовь, и понимание этого постулата как исходная точка жизни подростка в Боге и с Богом.

Доклад

Мы с вами живем в очень сложное время, и я бы даже сказала – в страшное время. Когда грех возведен в норму и уже не кажется таким страшным злом. Прожив уже немалый срок на земле и встречаясь с разными людьми, я поняла, что общение с Богом должно быть живым, естественным и необходимым. Встреча с Богом у каждого происходит по-своему. И важно, чтобы человек мог почувствовать сердцем эту встречу. Это как «Луце и Клеопе в Еммаус спутешествовавый» «Не горело ли сердце наше?» – скажут они потом. Сердце – вот тот орган в человеке, который чувствует Бога, стремится к Богу, жаждет Бога, даже порой не осознавая того.
А наши современные дети? Дети, которых враг завлекает всевозможными благами: компьютерными играми, испорченностью нравов, я бы даже сказала – зловоньем окружающей среды, наполненной сквернословием, распущенностью, развратом, возведя все это в норму. Им-то как? Хорошо, если они хоть изредка бывают в храме, если за них есть кому молиться. Тогда Господь по молитвам родственников приведет этого ребенка в храм, пусть порой через беду и болезнь, но приведет.
Есть счастливцы, которых принесли в храм во младенчестве, и они постепенно возрастают в вере. Их немного на общем фоне, но они есть. Их встреча с Богом проста и естественна.
Но за них враг борется с особенной силой, втягивая их в компьютерный разврат, в желание земных благ, во что угодно, лишь бы отвлечь ум этого ребенка от истинного пути, от Бога! И кто из них выстаивает в этой борьбе? Для кого Господь будет живым и осязаемым, понятным; для кого из них жизнь без Бога невозможна. Потому что эти дети привыкли к Святому Причастию. Потому что за них идет молитва в храме и дома. А Господь никогда не оставит своих людей, тем более, детей своих. Важно, чтобы дети хотели быть божьими и с Богом. И опять же, как в Евангелии – «Человекам это невозможно, возможно Богу».
Очень важно, чтобы молитва самого ребенка к Богу была для него естественной, необходимой, пусть порой самая маленькая, но от всего сердца. Это и есть живое общение с Богом.
Больше всего болит сердце о детях из неблагополучных семей, вынужденных жить среди пьяного смрада и сквернословия. Им-то как? Мне кажется, что этим детям порой проще обрести живого Бога. Им страшно, они хотят есть, им не хватает добра и тепла. Лишь бы они где-то услышали эти святые имена: Господь, Богородица, Николай Чудотворец, Ангел Хранитель… И только бы почва их сердца не оказалась каменистой.
Тяжелей же всего обрести живого Бога, как мне кажется, детям невоцерковленных родителей, успешных и обеспеченных, (хотя и тут бывают чудеса), детям, у которых все есть. Им будут нужны все новые и новые блага и развлечения. А это — начало страшного конца, который на 90% приводит к беде: пьянству, наркомании, извращениям и выходящим из всего этого последствиям. А итог – смерть, смерть человека, потерявшего смысл жизни и не нашедшего Бога. И хорошо, если родители, из любви к своему чаду, будут  обращаться не только к врачам, но придут в храм к Богу и вскричат: «Господи! Помилуй наше непутевое чадо и нас грешных!» Это тоже начало живого общения с Богом. И Господь, по милости Своей, призрит на этого ребенка.

Проводником или путеводителем человека к Богу является приходской священник. «Паси овцы Моя», – сказал Господь апостолу Петру, Господь сказал это и каждому священнику лично. Ведь не зря  на Руси испокон века народ называл священника отцом родным, батюшкой, батей (в простонародье), пастырь – это уже в более просвещенных кругах, и очень редко — попом. Здесь очень важна личность священника, его любовь к пастве своей, ведь Господь – есть Любовь, и только любовью можно все покрыть.
Сейчас мир настолько погряз во зле и нелюбви, что единственным Ноевым ковчегом на земле является православный храм. И основная задача приходского священника — сделать этот храм действительно храмом любви, островком Неба на земле. Чтобы ребенок опытным путем понял, что ему там хорошо, и хотел туда приходить еще и еще.
Очень важно, чтобы ребенок полюбил Божественную литургию, привык к ней, и чтобы она стала для него естественной средой. А мы, жалея ребенка, после Причастия уводим его из храма или, в лучшем случае, отпускаем его побегать, чтобы потом привести на проповедь и к Кресту. Еще раз повторюсь, что главное – это, чтобы посещение храма, а значит и общение ребенка с Богом, было естественным, становилось необходимым.
На молебне ребенку проще, он радуется освящению воды и, еще больше, освящению себя. Он радуется о Господе, хотя пока и не понимает этого. Ребенок учится любви и состраданию, когда приходит на молебен и четко знает, за кого он молится и для чего. Все это необходимо громко, четко и доступно проговаривать, объяснить пользу молитвы и для него самого. Это и молебен на начало учебного года, перед экзаменами, и панихиды в дни трагедий: Беслан, пожар и гибель детей в «Зимней вишне», стрельба в Керчи, гибель людей во время крушения кораблей, самолетов, транспорта.
Очень важны проповеди, рассказы о земной жизни святых, разговоры священника с детьми во время посещения школьных мероприятий, библиотечных встреч, благословление перед уходом в армию, поступление в учебные заведения, на работу.
Тогда ухо подростка настроено как камертон на нужную мелодию – на слово проповеди. Здесь ярко и однозначно срабатывает Страх Господний, пусть пока еще на уровне подсознания, но он уже есть! И Слава Богу! Ребенок остановился и задумался. Непознанное и непройденное всегда страшит. Вот здесь важно довести до его сознания понимание того, что из чего получается и исходит: сделал зло – получаешь зло, сделал добро – получаешь добро. «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами», – словом Евангелия взывает к нам Господь.
Нужна постоянная прививка веры, а она происходит при личных беседах священнослужителя с подростками: от малого (беседа), к большому (Литургия, Причастие, проповедь).
Интернет, на сегодняшний день, является очень сильным врагом приобщения детей к православной вере, жизни в Боге. Это засилие зла, когда это зло возводят в норму. В играх детей приучают к виртуальной жизни. Им внушается, что в играх возможно всё, ведь это игра. Ребенок привыкает без усилий жить в мире, где все дается на блюдечке, где убийство, разрушение, огромное количество жизней. Где их друзьями становятся легочеловечки, зомбаки, Пек-роботы с рогами, ведьмы, скелетики… Обязательное условие – ребенок один из них, в силу детской психики он вживается в роль и живет этой виртуальной жизнью, отходя от реальной. Родители зачастую не понимают глубины проблемы, считая это нормальным явлением, в силу своей занятости поощряют эти занятия.
Что же делать в этой ситуации священнику? Против него в борьбе за ребенка стоят все силы зла. Для одного человека – это труд елик (т.е. огромен). И тут необходимо включить в помощь себе воскресные школы, православную общественность.
В общеобразовательных школах, конечно, повсеместно введены в программу обучения «Основы православной культуры», но предмет идет как вариативная часть, то есть после уроков, когда ребенок устал и материал усваивается плохо. Учителей чаще всего «догружают» этим предметом, в лучшем случае они проходят курсы повышения квалификации, в худшем – работают по скачанным в интернете программам, взяв за основу учебник… Полагаю, что процентов 90 учителей, ведущих этот предмет, не ходят в храм и о вере имеют смутные представления. Мне кажется, что приходскому священнику надо находить учителей верующих, взращивать, окормлять их, готовить к работе с подростками. Потому как он один, при загруженности своей не в состоянии объять необъятное. С чего же начать священнику, как достучаться до современного ребенка, с его виртуальным восприятием мира? На мой взгляд – это работа с родителями. Они любят своих детей, хотят, чтобы они были счастливы, здоровы, обеспечены. Я думаю, что надо четко объяснить им, что из чего получается, что источником всех болезней и бед является грех.
Сквернословие во многих семьях введено в норму и уже перестало считаться грехом в современном мире. Дети слышат мат дома, на улице, им изобилуют сайты и ролики, которые они смотрят в интернете. И многих людей очень удивит, что по последним исследованиям ученых доказано, что употребление бранных слов вызывает болезни и даже патологические изменения на генетическом уровне. Молитва же способствует  исцелению личности, ее возрождению.
Одним из наиважнейших условий жизни в Боге, общении с Богом, является участие в богослужениях Церкви, в ее таинствах.
Родители с охотой несут своих деток – младенцев к Причастию в храм. Они понимают, что это хорошо, что ребенок меньше болеет, лучше спит. У нас в храме на воскресных и праздничных богослужениях причащается очень много детей разного возраста. Младенцев больше, отроков меньше. Отрокам и отроковицам надо уже поститься, вычитывать молитвы. Многим кажется неудобоносимым бременем читать с детьми Каноны, Последование. Всё… Начинается шок у ребенка и родителей. И потихоньку процесс еженедельного причащения упраздняется причащением раз в месяц, в посты, раз в полгода, порой сходит на нет.
Когда-то Высокопреосвященнейший владыка Алипий в своей проповеди сказал, что ребенок, которого причащали в церкви в детские годы, все равно рано или поздно вернется в ее лоно… И я искренне этому верю.
Исповедь и Причастие должны быть естественной потребностью, нормой. А всё просто, чтобы нам не потерять детей после 7 лет, надо сделать неудобоносимые бремена – удобоносимыми. Есть такой прекрасный молитвослов для детей и подростков. Называется он «День с молитвой», рекомендованный к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. Москва 2011г. Там четко прописаны молитвы, которые дети должны читать перед Святым Причастием. Их немного, ребенок в состоянии их прочесть и осмыслить. Свести время поста до 1-2 дней. И проблема с потерей ребенка будет сведена до минимума.
В моей практике часто было так, что дети вместе со мной читали молитвы перед контрольной, экзаменом, ходили в храм, ставили свечи. И Господь помогал им, они мне об этом сами говорили. Пусть на молитву их подтолкнул страх перед экзаменом, мне кажется, что и в следующий раз они так же обратятся к Богу. Ведь они опытным путем увидели, что помощь пришла. И это маленькие шажки навстречу Богу очень нужны подросткам в наш страшный век.
Дети, участвующие в таинствах Церкви, лучше учатся, меньше болеют. Ведь Господь незримо находится рядом с ними.
Постепенно подросток привыкает к этому общению, его тянет в храм. Он, порой, не знает наизусть всех заповедей. Но он их узнает, если останется в храме. Если он поймет, что Господь всегда поможет. Все это постигается опытным путем: помолился – сдал экзамен, во время драки воззвал к Богу, и камень пролетел мимо, попросил, и помощь пришла. Привыкнув к такому непосредственно-живому общению с Богом, подросток будет стремиться в храм к Богу за помощью. И это еще один шажок, который, может быть, спасет ему жизнь.
Служение священника всегда исповедническое, по-другому просто не может быть. Если ребенок привык слушать проповеди, получать благословение, привык к общению со священником, привык доверять ему. Это еще один шажок к Богу. И задача батюшки — научить этим маленьким шажкам.
Как это будет, один Господь Промыслитель знает. Поймет ли подросток смысл этих шажков во время проповеди на Литургии или молебне, или когда батюшка пришел в школу на урок или мероприятие, или подростку, во что бы то ни стало, надо задать ему вопрос наедине. Это всё — шаги к Богу.
А еще, мне кажется, нужно говорить детям, что Господь – это всегда Любовь. А нам всем так не хватает любви! И ребенок будет тянуться к Божией любви и прятаться в ее вечной силе. И тогда ему будет не страшно в этом мире, когда он все усвоит опытным путем, это и будет жизнь с Богом и вера в Бога!
Господь обязательно поможет Вам в вашей борьбе за подростка, за спасение его личности. Потому что, если человек, а в нашем случае — подросток, делает маленькие шажки к Богу, Господь, как в притче о Блудном сыне, спешит ему навстречу и покрывает всё Своей любовью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели